Газета Печатная версия

26.03.2024 18:02:00

Изгнание из ЦЕРН

Международная научная организация избавляется от российской физики

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Тэги: ЦЕРН, подитика, ес, санкции

ЦЕРН, подитика, ес, санкции Эксперимент ATLAS (A Toroidal LHC ApparatuS) – один из четырех основных экспериментов на коллайдере LHC. Фото CERN

Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) в Женеве прекратит сотрудничество примерно с 500 специалистами, имеющими связи с Россией, 30 ноября этого года. Об этом заявил официальный представитель ЦЕРН Арно Марсолье. «На данный момент у нас менее 500 пользователей, которые все еще связаны с какой-либо российской организацией, большинство из которых не проживает в этом регионе (в Швейцарии). Приостановление действия соглашения о сотрудничестве вступит в силу с 30 ноября этого года, – отметил он. – И мы готовимся к тому, чтобы задачи на Большом адронном коллайдере (LHC, Large Hadron Collider) в будущем взяли на себя другие группы».

Даже удивительно, что это решение было принято только сейчас. Скажем, уже 26 февраля 2022 года было объявлено, что власти ФРГ отключат орбитальный телескоп на построенной совместно с Россией космической обсерватории «Спектр-РГ». Тогда же крупнейшие мировые научные издательства (Elsevier, Springer/Nature, IOP Publishers и другие) официально объявили, что закрывают российским научным организациям доступ к своим журналам. Такое же ограничение ввели реферативные базы Web of Science и Scopus. По некоторым оценкам, российские ученые потеряли доступ более чем к 97% научной информации…

Руководство ЦЕРН долго балансировало между научной целесообразностью сохранения мощной команды российских физиков и требованиями политкорректности. И вот – решение принято. Научно-технологический занавес, опустившийся между нашей страной и коллективным Западом, превратился фактически в толстую свинцовую перегородку.

Само количество физиков, подвергнутых «сепарации», – около 500 человек – впечатляет. Кстати, это говорит и о продуктивности работы отечественных ученых в ЦЕРН. По словам директора Института ядерной физики Сибирского отделения РАН, академика Павла Логачева, от приостановки участия России в проекте «никто не в восторге». При этом академик уверен, что для российских ученых сейчас есть чем заниматься в своей стране.

Президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук тоже оптимистичен: «Из этих 500 людей большая часть людей - это сотрудники Курчатовского института. Они нам и здесь помогают. Они как бы их, так сказать, возвращают назад, и мы полностью готовы. Нам не хватает людей, потому это только позитивно» (цитата по РИА Новости).

Еще один академик, Алексей Хохлов, более сдержан: «Конечно же, это плохо, и это никакой не «подарок». Впрочем, ученые – люди креативные».

Однако надо отметить, что, например, доля российских публикаций в мире начала падать еще в 2019 году. И в этом смысле область научных исследований «Частицы и поля» (Particles & Fields) чрезвычайно показательна. Так, согласно международному исследованию The Influence of Geopolitics on Research Activity and International Collaboration in Science: The Case of Russia, доля российских статей в области «Частицы и поля», подготовленных отечественными физиками в сотрудничестве с учеными из ФРГ, США, КНР и Индии (50%), начала снижаться еще в 2012–2012 годах. И буквально рухнула в 2021 году – ниже 10% (см. «НГ-наука», 22.11.23). В области исследований «Частицы и поля», где решающее значение имеет крупная межгосударственная научная инфраструктура, составляет исключение. Здесь «отключение» российских ученых от международных проектов по факту создает сложнейшие проблемы. Контактами на уровне конкретных ученых эти проблемы не решаются. Отсюда, между прочим, и еще одна, уже социально-моральная проблема.

Бодрые заявления академиков, - «Для российских ученых сейчас есть чем заниматься в своей стране», «Нам не хватает людей, потому это только позитивно», «Ученые – люди креативные», - конечно призваны сыграть терапевтическую роль. Но понятно, что это паллиатив. В мае-июне 2023 года ООО «Социологическая служба «Решающий голос» провела третий опрос российского научного сообщества «Научная политика России – 2023». В опросе приняли участие более 3700 человек из 79 регионов России (см. «НГ-наука», 27.12.23). Оказалось, в частности, что доля аспирантов, позиционирующих себя как «граждане России», составляет всего 31%. Мало того, социологи отметили парадоксальную ситуацию, когда 15% респондентов-космополитов самопозиционируются в качестве российской элиты. Другими словами, настроения значительной части научного сообщества России сейчас такие, что можно говорить о своеобразной зеркальной аналогии «параллельному импорту» - «параллельный экспорт» физиков из России в ЦЕРН... Кстати, несмотря на информационную блокаду российских научных организаций, статьи наших ученых по-прежнему принимаются к публикации на общих основаниях (хотя пристрастность в отборе, конечно, сильно возросла).

Не хочется быть пессимистом, но логика развития событий такова, что уже не будет сенсацией, если российских физиков исключат и из проекта Международного экспериментального термоядерного реактора (ITER, International Thermonuclear Experimental Reactor). Завершение строящейся на юге Франции уникальной физической установки намечено на 2025 год. Пока дирекцию ITER сдерживает от этого шага только то, что Россия поставляет ключевые элементы установки – сверхпроводящие магниты и устройства нагрева плазмы.